пятница, 23 мая 2014 г.

Деньги в экономике

 Специализация в экономике делает необходимым обмен товарами. Как соизмерить результаты труда различных производителей? Сколько пар обуви нужно отдать за автомобиль? Сколько килограммов зерна — за видеокассету? Сейчас эти вопросы звучат смешно и наивно, но когда-то, много веков назад, люди обменивались товарами именно так. Постепенно стало ясно, что это очень сложно — экономика развивалась, разнообразие товаров увеличивалось. Люди поняли, что гораздо удобнее сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром-эквивалентом. В разные времена, у разных народов роль такого эквивалента выполняли разные товары — скот, меха, редкие ракушки, чай, соль. Но постепенно все они были вытеснены одним товаром-эквивалентом — благородными металлами (золотом и серебром). Так появились деньги .

Деньги облегчают обмен товарами между производителями и потребителями. Значит, деньги — это средство обмена. 

Каждый товар имеет свою стоимость, значит, деньги — еще и мера стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Есть ли разница между стоимостью и ценой? Цена — это конкретное число, оно показывает, сколько стоит данный товар в данный момент, в этом магазине или в валюте той или иной страны. Стоимость же не имеет числового значения, она лишь отражает некоторые общепринятые на сегодняшний день представления о ценности данного товара, о сложности его изготовления, о его редкости и т.п. 

Например, всем нам совершенно ясно, что стоимость автомобиля выше, чем стоимость велосипеда, а стоимость самолета выше и той, и другой.

Зная цены на различные товары, мы организуем свое потребление так, как позволяют нам наши возможности.

Рыночный обмен
В некоторых случаях продавец и покупатель встречаются лицом к лицу, и товар передается из рук в руки. В других случаях продавец и покупатель встречаются, лишь договариваясь о продаже и покупке товара. Но бывает так, что продавец и покупатель вообще не видят друг друга и общаются только по почте, по телефону или с помощью компьютерной связи — и это тоже рынок! Значит, рынок — это не место для обмена, а сам обмен, то есть деятельность по продаже и покупке товаров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий